Шедеврам время прибавляет цену
— Силован Рамишвили
Самые ценные мысли — антикварные
— Георгий Александров
Избыток обесценивает все
— Силован Рамишвили
Всё имеет цену, но не всё стоимость
— Валентин Домиль
В неповторимости – уникальная ценность
— Дина Дин

Две тарелки "Борьба с неграмотностью"

Декоративно-прикладное искусство – совершенно особая форма художественной деятельности, развивающаяся по своим законам и обладающая собственными выразительными средствами. О значении предметов декоративно-прикладного искусства в повседневной жизни человека писал русский исследователь Александр Борисович Салтыков: «Прикладные искусства преображают саму жизнь, заменяя существовавшие до него нехудожественные вещи художественными, тем самым формируя сознание, духовный облик человека!»

В истории отечественного декоративного искусства славных страниц насчитывается немало, а особое место среди них всегда занимает фарфоровая промышленность. В дореволюционной России фарфоровые изделия можно было встретить и в царских дворцах, и в особняках купцов, и в жилищах творческой интеллигенции. Во многих городах Российской империи работали и процветали знаменитые заводы по производству фарфора. После революции 1917 года фарфоровые изделия в числе прочих атрибутов «буржуазного прошлого» подвергались осуждению как «мещанство», благо, такая позиция официальных структур просуществовала недолго! На смену белым слоникам, позолоченным ангелочкам и ажурным бабочкам пришел новый фарфор – фарфор советский. Ведь даже большевики понимали, что зарождающаяся советская культура могла с успехом использовать кадры и технологии, оставшиеся с царских времен.

На базе восстановленного производства старых мануфактур в Ликино и Дулево опытные мастера начали «нести в массы» уже советское искусство. Советский фарфор имеет огромную историческую ценность, ведь эти изделия несут на себе практически вечный отпечаток эпохи. Поэтому он стал довольно распространенной страстью коллекционеров, для которых тарелки и посуда с лозунгами, памятные кружки и сервизы на сюжеты подвигов и достижений советского человека, статуэтки рабочих, колхозниц, пионеров, спортсменов и бойцов Красной армии – не просто объекты собирания, а неотъемлемая частица безвозвратно ушедших десятилетий.

Помимо «преображения» окружающего мира, подобные предметы несли в себе важный посыл утверждения в умах населения идеалов советского государства. Замечательным примером советского фарфора может служить . Данные предметы были созданы мастерами Будянского фаянсового завода в 1920 – 1930-х годах, в то время, когда советские власти предпринимали огромные усилия для ликвидации безграмотности среди простого населения – крестьян и рабочих. Началом масштабной образовательной программы послужил декрет Совета народных комиссаров от 26 декабря 1919 года, согласно которому всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке. Населенные пункты, в которых число неграмотных было свыше 15 человек, обязывались иметь свою школу грамотности или «ликпункт», а в качестве преподавателей и учителей привлекать грамотное население. Срок обучение в подобном заведении составлял 3 – 4 месяца с общей занятостью 6 – 8 часов в неделю.

Благодаря обширной пропаганде курсов в искусстве (в том числе и в декоративно-прикладном) и обязательному характеру данной программы к 1940 году советские власти могли похвастаться почти 90 % грамотного населения страны.