Шедеврам время прибавляет цену
— Силован Рамишвили
Самые ценные мысли — антикварные
— Георгий Александров
Избыток обесценивает все
— Силован Рамишвили
Всё имеет цену, но не всё стоимость
— Валентин Домиль
В неповторимости – уникальная ценность
— Дина Дин

Эхо русских сезонов

Тамара Платоновна Карсавина была первой танцовщицей труппы Дягилева, участвовала в Русских сезонах. Исполняла партии Жар-птицы и Балерины в балетах Фокина «Жар-Птица» и «Петрушка», Зобеиды – в балете «Шахарезада» и многие другие.

Большой резонанс получило выступление Карсавиной в хореографической драме «Шахерезада». «Балерина, только ступив на сцену, сразу завораживала строгой красотой и поэтичностью облика. И что бы она ни делала по ходу танца, нельзя было уйти от её магического очарования», – писали восторженные поклонники её таланта. Сценарий балета по мотивам арабских сказок был создан М.М. Фокиным и Л.С. Бакстом. «Каждому спектаклю – неповторимый образ», – таким был девиз Фокина, а лексика спектакля должна быть подсказана эпохой, темой, сюжетом.

Обозреватель журнала «Аполлон» писал, что «костюмы Шахерезады – это поистине шедевры: здесь что ни деталь, то красота, и красота какая-то особенная, утонченная, пряная и чувственная, какую можно видеть лишь у Бакста. Особенно удачен костюм Зобеиды с ее длинными, дикими и страшными шароварами, символизирующими ее жестокое, как жало пчелы, сладострастие» (Тугенхольд Я. Русские балеты в Париже // Аполлон. 1910. № 8. С. 64).

С труппой С.П. Дягилева Карсавина гастролировала с 1909 года. Позднее вышла замуж за английского дипломата Г. Дж. Брюса и с июля 1918 года жила в Лондоне.

В начале 1920-х годов скульптор Д.И. Иванов создал серию фигур, посвященную знаменитым сезонам Дягилева в Париже. Среди произведений Дмитрия Иосифовича видное место занимают балетные образы Карсавиной. В магазине Восточно-Европейского Антикварного Дома представлена фарфоровая статуэтка начала 1950-х годов . Это повторение авторской модели, созданной Д.И. Ивановым в 1923 году.

Скульптор самыми минимальным средствами добился большой силы впечатления: все выражено одной позой, одним поротом головы. Все, что так чарующе прекрасно в образе восточной женщины, в неторопливости жестов, в красочных созвучиях танца, отражено в этом образе. Скульптор любуется гордой осанкой балерины, грацией её движения, красотой костюма. Преисполненная экзотики, эта фигура передает романтическую воздушность танца Карсавиной.

Существуют несколько вариантов росписи данной фарфоровой композиции, обычно исполненные живописцами завода по заранее утвержденному эскизу. Представленный в нашем Магазине пример цветового решения, возможно, принадлежит художнику Ленинградского фарфорового завода Капитолине Григорьевне Косенковой (1926 – 1984). От ранних вариантов (один из них, 1929 года, хранится во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, г. Москва), исполненных при жизни автора модели, он отличается лаконичностью и цельностью.

Нужно также обратить внимание, что на довольно долгое время за данной статуэткой закрепился и второй вариант названия – «Карсавина в роли Баядерки» (под таким «псевдонимом» композиция Иванова была опубликована 1960-е годы в каталоге «Художественный фарфор» ЛФЗ, (Внешторгиздат). Подобное название не соответствует авторскому замыслу и вряд ли было предусмотрено самим Ивановым, поэтому оно должно рассматриваться не более чем исторический курьёз.

Дмитрий Иосифович Иванов работал на Государственном фарфоровом заводе в 1910 – 1920-е годах. Помимо фарфоровых композиций он создал так же ряд портретов (юриста и писателя А.Ф. Кони начала 1920-х годов и др.). Со своими произведениями Д.И. Иванов участвовал в 1925 году в международной выставке художественно-декоративных искусств, проходившей в Париже; здесь его работы были отмечены серебряной медалью. Неоднократно выступал он и в качестве экспонента и на отечественных выставках: в 1923 году на отчетной выставке «художников Петрограда всех направлений за 5-летний период деятельности», в 1927 – на Юбилейной выставке искусств, проходившей в Ленинграде, в1932 г. – на выставке «художники РСФСР за 15 лет».

Произведения фарфоровой пластики Д.И. Иванова сегодня хранятся во многих частных собраниях и крупнейших государственных музеях: в ГРМ, ГМК "Кусково", ВМДПНИ, Елагиноостровском дворце-музее, Харьковском художественном музее в Доме Ученых им. Горького (СПб) и др. Но это не просто предметы декоративно прикладного искусства: в них звучит эхо Русских балетных сезонов.