Шедеврам время прибавляет цену
— Силован Рамишвили
Самые ценные мысли — антикварные
— Георгий Александров
Избыток обесценивает все
— Силован Рамишвили
Всё имеет цену, но не всё стоимость
— Валентин Домиль
В неповторимости – уникальная ценность
— Дина Дин

К чему приводят игры в индейцев

Как заметил Альберт Эйнштейн, глубокий смысл кроется в том, что дети во всех цивилизованных странах любят играть в индейцев. Европейское увлечение индейцами имеет давнюю историю. Началась она с прибытия в Англию в 1616 году индейской принцессы Покахонтас, поразившей воображение британской аристократии и богемы. Еще до этого в Европе устраивались передвижные выставки типажей и сцен из жизни индейцев. Во Франции XVI века после коронации Генриха II были разыграны сцены в джунглях Бразилии. В представлении участвовало несколько индейцев и 150 крестьян, обнаженных и соответственно раскрашенных. В XIX веке появились книги Фенимора Купера… История ордена, о котором пойдет речь, действительно напоминает приключенческий роман.

Усовершенствованный Орден Индейцев, история которого переплетается с историей Соединенных Штатов Америки.

Английские колонисты, обосновавшиеся на атлантическом побережье Северной Америки от Нью-Хэмпшира до Джорджии, достигли к середине XVIII века Аппалачских гор. Дальше начинался «Дикий Запад» – территории индейцев, обучивших белых поселенцев возделыванию ранее не известных им культур, познакомивших их с флорой и фауной континента.

Тем временем в Лондоне король со своим парламентом – Палатой общин – решили возложить на колонии расходы по ведению войны против Франции. Американские колонисты, которым метрополия обеспечивала военную защиту на континенте, не имели никакого желания платить за неё. К тому же им (колонистам) уже не угрожали ни французы, ни индейцы. Когда было принято решение о введении новых налогов, колонисты стали бойкотировать английские товары. Они считали, что налоги можно вводить только с согласия тех, кто их платит. В 1765 году Лондон принял закон о гербовом сборе со всей судебной документации и периодических изданий. Принятые Палатой решения были отвергнуты: в знак протеста вместо изображения английского королевского герба на газетах североамериканских колоний печатался череп с костями. В этом же 1765 году членами секретных патриотических обществ было основано Братство. Первоначально это общество называлось «Сыновья свободы». Члены братства скрывали свои имена и работали тайно – целью их деятельности была борьба за независимость американских земель от английской короны. Наиболее красноречивым свидетельством их деятельности можно назвать знаменитое «Бостонское чаепитие» (16 декабря 1773 г.), когда в ответ на установление Англией таможенного сбора, который привел бы к удорожанию чая, колонисты-патриоты, переодевшись индейцами племени могавков, захватили прибывшие из Лондона в Бостон корабли с чаем и выбросили ценный груз за борт. Так «Патриоты» делом доказали свою решимость.

Вскоре последовала реакция Лондона. Для проведения карательных операций в Бостон прибывают британские войска. 19 апреля 1775 года в сражении у Лексингтона, что в двадцати километрах от Бостона, «англичане из Америки» и «англичане из Англии» обменялись ружейными залпами. Началась война за независимость Америки (1775 – 1783), которая привела к созданию нового государства на политической карте мира – США. После провозглашения независимости (1776) и заключения в 1783 году договоров, приведших к окончанию войны, казалось, уже ничто не угрожает свободе американского народа. В течение следующих 35 лет многие «Сыны свободы» пошли своим путем, организовав новые тайные братства под различными названиями. Однако в 1812 году вспыхивает вторая война за независимость, во время которой, кстати, единственный раз в своей истории федеральная столица, город Вашингтон, оказалась захвачена англичанами. Это послужило одним из поводов к немедленному объединению «Сынов свободы». В 1813 году, встретившись в форте Миффлин, недалеко от Филадельфии, остатки этого Братства и их преемники создали новую единую организацию, известную как «Общество Индейцев». Само общество было организовано по новому образцу: за основу была взята система демократического управления Индейской Ирокезской Конфедерации. Важнейшим принципом братства стала выборность представителя для руководства племенными советами. Точно неизвестно, почему было выбрано такое название и чем занималось это братство во время конфликта, но совместная деятельность его членов продолжилась и после того, как войне со «старым врагом» был положен конец (1814 г.). В 1834 году в Балтиморе название «Общество Индейцев» было изменено на «Улучшенный орден индейцев». Как масоны использовали в своих ритуалах термины древних мастеров-каменщиков, так и учрежденное братство активно использовало обычаи и терминологию североамериканских индейцев. Это было весьма удачной находкой, ведь по своей природе американский индеец является символистом, мистиком и философом. Души индейцев, как и многих аборигенных народов, находятся в прямом контакте с космическими силами, с их прямым проявлением. С практической точки зрения язык и ритуалы индейцев были понятны лишь ограниченному кругу лиц, всё это позволило окружить братство необходимым ореолом тайны.

Но если члены братства стремились к конспирации, то сами «краснокожие», напротив, проявляли всё большую открытость по отношению к людям, с которыми они теперь делили свои земли. Яркий тому пример – знаменитый вождь племени чироков Секвойя, который придумал слоговый алфавит для родного языка, чтобы наладить отношения с пришедшими к ним заокеанскими «братьями». Секвойя также предпринимал активные попытки политического объединения чероки и выработки общей письменности для североамериканских индейцев. Вероятно, усилиям Секвойи способствовал и новый Орден. Уже после смерти знаменитого индейца-изобретателя в 1847 году в Балтиморе, штат Мэриленд, различные местные племена объединились и создали национальную организацию; были предприняты также попытки унифицировать свои ритуалы. Некоторые исследователи называют это объединение предшественницей Великой Ложи Соединенных Штатов.

Однако уже в первой половине XIX века несмотря на все усилия сторон ситуация стремительно изменяется не в пользу индейцев. По мере продвижения поселенцев на Запад и расширения сети железных дорог, территории индейцев сокращаются всё больше. Даже попытки индейцев приспособится к образу жизни завоевателей, не смогли повлиять сколь-нибудь существенно на увеличивающуюся пропасть не понимания. Тех, кто не был уничтожен колонистами сразу, согнали со своих земель и окончательно оттеснили по другую сторону Аппалачских гор. Так, после судебного процесса в штате Джорджия индейцы племени чироки были выселены в 1830-37 гг. на запад от реки Миссисипи (В 30 - х годах на территории чироков было обнаружено золото). На Дальний запад переселенцев влекли его богатства, и мнимые и реальные: неистощенные несколькими поколениями колонистов земли, леса, богатые пушниной; реки изобиловавшие рыбой и драгоценные металлы, особенно серебро и золото, залежи которого были найдены в 1848 году в Каллифорнии.

Во второй половине XIX столетия: отношения коренного и пришлого населения Американского континента ещё более обостряются. Насильственное переселение отдельных племен(1863), создание резерваций для них(1865) переходит в вооруженные столкновения индейцев с белыми переселенцами(1876). Эти и прочие факторы привели к тому, что со времени учреждения ордена количество самих индейцев – носителей тайного знания непрестанно уменьшалось. Только в конце XIX века многие американцы начинают признавать свою вину перед «краснокожими братьями» и принимают меры по защите коренных жителей американского континента. Отношение к коренным жителям Америки меняется. На 5-долларовой банкноте образца 1899 года даже появилось изображение индейца. А с 1908-1929 годы чеканились золотые монеты того же достоинства, в которых на аверсе было профильное изображение индейского вождя.

К началу XX века Братство , трансформировалось в некоммерческую национальную братскую организацию, патронируемую Конгрессом США. С этого момента Патриотическое Братство «ордена Индейцев» декларировало:

- увековечение мифов, легенд и традиций индейской расы; сохранение её обычаев, церемоний и философии;

- объединение узами братства и дружбы членов ордена;

- помощь последователям ордена путём организации благотворительных программ;

- поддержку детей-инвалидов

- вековечение памяти всех американцев павших в битвах за свободу;

- чествование американского флага и государственности США;

Помимо воссозданных ритуалов и костюмов были разработаны многочисленные знаки с индейской символикой, которые носились членами ордена на торжественных собраниях ордена.