Шедеврам время прибавляет цену
— Силован Рамишвили
Самые ценные мысли — антикварные
— Георгий Александров
Избыток обесценивает все
— Силован Рамишвили
Всё имеет цену, но не всё стоимость
— Валентин Домиль
В неповторимости – уникальная ценность
— Дина Дин

Кувшин из Аттики

Уже в VII веке до н. э. керамика занимала видное место в том, что носит имя греческого искусства. Здесь соединяются в гармоническом единстве две основные предпосылки художественного ремесла – ремесленный и художественный момент. Явившись результатом, с одной стороны, высокого технического уровня выделки, а с другой, того художественного такта, с которым она осуществлялась, это единство находит свое выражение в целесообразности формы изделий и способе их декорировки. Общий высокий уровень базировался как на богатом производственном опыте, так, в свою очередь, и на хорошо развитом разделении труда с рядом специализированных рабочих процессов. Изделия предназначались для самых разнообразных целей – существовали предметы репрезентативные, вотивные и бытовые, и назначение влияло здесь на качество. Если мастерские произведения греческой вазовой живописи, по существу, единственное, что осталось от греческой живописи вообще, то множество довольно посредственных – прежде всего более поздних – керамических изделий указывает на широкий круг потребителей.

Выполнялась греческая керамика из хорошо отмученной глины, кроясь по наружной поверхности весьма тонким ангобом. Украшения писались так называемым люстром, то есть глинозёмной краской, которая в результате физических процессов во время обжига принимала блестящий черный цвет. По стилю этой росписи можно отличить те или иные периоды греческой керамики.

Со времени VI века до н. э. в Аттике стали производить так называемые чернофигурные вазы, то есть керамические сосуды с люстровой живописью и процарапанным рисунком. Здесь выявляются своеобычные сюжеты, как, например, подвиги гомеровских героев, Геракла или богов, вроде Диониса, расположенные лентообразно в виде сцен, и одновременно увеличивается выбор сосудов по типам (амфоры, канфары, кратеры и т.д.). Некоторых гончаров или вазовых живописцев мы даже знаем по именам, которыми они подписывали свои изделия. К этому же времени относится мелкая расписная вотивная пластика. К концу VI века до н. э. в художественном подходе и вкусах происходят перемены. Наружную поверхность сосудов целиком покрывают теперь черной краской – только контуры фигур оставлялись незакрашенными, а детали прорисовывались потом тонкой кисточкой. Так называемые краснофигурные вазы приходятся уже на классический период греческого искусства. Производились они в мастерских Аттики, начиная с середины V века до н. э.