Шедеврам время прибавляет цену
— Силован Рамишвили
Самые ценные мысли — антикварные
— Георгий Александров
Избыток обесценивает все
— Силован Рамишвили
Всё имеет цену, но не всё стоимость
— Валентин Домиль
В неповторимости – уникальная ценность
— Дина Дин

Мебель эклектики и историзма

Одним из популярных направлений первой трети XIX века по-прежнему остается стиль неорококо, но параллельно с ним в моду начинают входить и другие стилевые направления. В середине столетия жилой интерьер продолжает развиваться в сторону большей презентабельности; мебель этой поры характеризуют напыщенные формы, тщательная отделка деталей, богатый декор, чрезмерно развитая обивка с обилием плюша и бархата, темная, тяжелая цветовая гамма.

В XIX веке буржуазия не располагала своей стилевой формой, в которой отразились бы особенности ее экономической, социальной и духовной жизни. Поэтому приходилось прибегать к помощи «новых стилей» – обновленных, перекроенных в соответствии с требованиями и вкусами стилей прежних эпох. Результатом этого романтического увлечения прошлым были два очередных «новых стиля»: неоготика и неоренессанс.

Механическое соединение различных стилей либо использование стилевых форм одной эпохи в качестве формального языка искусства другой, более поздней эпохи и составляет сущность эклектики. Поскольку формальные элементы заимствуются из исторических стилей, то наряду с понятием эклектики существует и термин историзм. Эклектизм был сложным явлением, трудно обозримым как во времени, так и в пространстве. Смена форм жилого интерьера, мебели хронологически не совпадает с чередованием ведущих архитектурных стилей. В ряду обновленных стилей неоготика между 1840 и I860 годами особенно популярной была в Англии и Германии. Между I860 и 1880 годами в мебели доминирует неоренессансный стиль.

«Венский ренессанс» отличался обилием декора в виде резьбы, бахромы, кистей. В Германии после 1870 года моду на готику сменяет увлечение формами Северного Возрождения. Мебель этой поры богата, обильно декорирована, по театральному эффектна. Мода на старину столь велика, что искусственная патина наводится даже на дерево, стекло же предпочитается пузырчатое, тоже «под старину».

Первые голоса протеста против беспринципного подражания старым стилям и засилья низкокачественного, обезличенного фабриката раздались в Англии, сначала в виде теоретических исследований Джона Рёскина, а затем и в форме практических начинаний Уильяма Морриса. В 1861 году Моррис в сотрудничестве с группой художников основал предприятие, действовавшее под лозунгом реставрации культуры ремесленного труда, чистоты стиля, возвращения жилому интерьеру подлинной красоты. В мастерских этого предприятия изготовлялись обои, ковры, мебель, изделия из тканей, живопись по стеклу; позднее была освоена еще одна отрасль – полиграфия.

К концу XIX века машинное производство начинает оказывать все большее влияние на мебельную промышленность. Машинная техника удешевляет мебель, но имитировать все еще модные старые стилевые формы она оказывается неспособной. С другой стороны, создание новых форм эпохе пока что не под силу. В этом заключался конфликт между искусством (формой, стилем) и техникой.