Шедеврам время прибавляет цену
— Силован Рамишвили
Самые ценные мысли — антикварные
— Георгий Александров
Избыток обесценивает все
— Силован Рамишвили
Всё имеет цену, но не всё стоимость
— Валентин Домиль
В неповторимости – уникальная ценность
— Дина Дин

На чем мы сидим или несколько слов об истории стула

В Средние века для сидения использовали, главным образом, стулья, лавки и скамьи, часто с высокими спинками, а иногда и с подлокотниками. Стулья, в отличии от сегодняшнего дня, считались предметами роскоши и предназначались для важных персон. Их часто покрывали резьбой, что стало особенно популярно в XVII веке. В те времена стулья были целиком деревянными, хотя у некоторых делали плетеные сиденье и спинку. Тогда же впервые стали изготавливать и мягкую мебель.

Золотой век для мебельщиков наступил в конце XVII века во Франции и Нидерландах. Голландцы перенимали опыт у французских гугенотов, бежавших на север от преследования католической церкви. Французский ремесленник Даниель Маро прославился своими стульями для столовых, которые отличались пышным декором: резными спинками, точеными стойками и перекладинами, бархатными сиденьями и гнутыми ножками. Подобные экземпляры сегодня достаточно сложно найти на антикварном рынке и в основном они украшают интерьеры музейных собраний.

ХVIII век стал веком Франции в истории мебели. На смену грубоватому барокко пришел легкий и изящный стиль рококо. Для французских великосветских дам, предпочитавших встречать гостей полулежа, в начале века придумали специальный предмет, который имел форму вытянутого кресла - канапе. После революции 1789 года стулья во Франции делали в стиле неклассицизма эпохи Людовика XVI, а в качестве украшения использовали символику революции - стрелы, венки и гирлянды. Особой популярностью пользовались и английские стулья в стиле неоклассицизма середины века. У этих стульев центральная часть спинки не крепилась к раме сиденья, поэтому подушки делали более толстыми как спереди, так и сзади.

Личность Наполеона оставила в истории искусства огромный след. В начале ХIХ века повсеместно в Европе утверждается стиль ампир, а мебель приобретает солидность, тяжеловесность, в ней появляются прямые углы. Из-за своей простоты мебель ампира историки нередко называли ее спартанской. И это неслучайно! Вдохновение мебельщики черпали из античности. В моду вошли египетские и греко-римские мотивы - стулья теперь имеют саблевидные ножки, изогнутые мягкие спинки, подлокотники, поддерживаемые сфинксами, их украшают позолотой и обивкой ярких цветов.

В Англии выдающимся мастерам стиля ампир был Томас Шератон (1751-1806), который занимался соединением элементов французского классицизма с тщательно продуманными египетскими и греческими мотивами. Моду на подобные мотивы в Англии связывали с великими победами Адмирала Нельсона в Нильской и Трафальгарской битвах против Наполеона. Поэтому наряду с британским львом, любимым и популярным персонажем того времени, в качестве декоративных элементов появляются различные морские мотивы, например, дельфины или мотки каната. Характерным примером может служить, так называемый, трафальгарский стул с саблевидными ножками и перекладиной, напоминающей кусок витого каната.

Отдельного упоминания в разговоре об истории стульев заслуживает так называемый деревенский стиль. В ХVIII - XIX веках в крупных европейских городах лишь малая часть мебели выходила из под инструментов выдающихся мастеров. Большинство же людей либо делали мебель сами, либо покупали простые изделия местных ремесленников. Провинциальная или деревенская мебель изготавливалась по образцам, пик моды которых прошел еще три десятилетия назад. Некоторые стулья были сделаны столь хорошо,что даже представители зажиточного класса покупали их для своих городских домов, хотя пользовались ими в не официальной обстановке, или для кухонь сельских особняков.

В большинстве случаев их изготавливали из дуба, так как красное дерево и орех были слишком дорогими материалами. В США и Европе стулья так же делали из вяза, бука, тиса и различных фруктовых деревьев. Качественная продукция деревенских ремесленников сегодня пользуется популярностью среди коллекционеров. В Великобритании прекрасным примером деревенской мебели стали виндзорские стулья.

В европейских кафе и барах, а также во многих домах в конце XIX - начале XX века стояли простые стулья фабричного производства из гнутых деталей. Распространению такой мебели способствовал Михель Тоне (1796-1871), основатель австрийской компании «Братья Тоне». Фирменными изделиями фабрики были знаменитые венские стулья. Фабрика начала производство таких стульев в 1923 году. Технология гнутья обработанной паром древесины была не нова, но Тоне удалось при этом добиться, что бы древесина не расщеплялась. Каждая модель стульев имела свой порядковый номер, венские стулья фигурировали под №14.

В ХХ веке промышленное производство мебели позволяла делать стулья в стиле разных эпох, а широкий ассортимент стал доступным для разных слоев населения. На сегодняшний день особое значения для собирателей мебели и просто для любителей оригинальных предметов интерьера, ценность представляют стулья и мебель ручной работы, хотя и изделия знаменитых фабрик так же представляют особый интерес для коллекционирования.