Шедеврам время прибавляет цену
— Силован Рамишвили
Самые ценные мысли — антикварные
— Георгий Александров
Избыток обесценивает все
— Силован Рамишвили
Всё имеет цену, но не всё стоимость
— Валентин Домиль
В неповторимости – уникальная ценность
— Дина Дин

Знакомьтесь, ваша новая коллекция!

Выпуск 1

Принципы формирования коллекции, как и причины, по которым человек начинает собирать что-либо, могут быть самыми разнообразными и необычными. И если при оценке состояния антикварных предметов этой самой коллекции действуют вполне определенные и весьма жесткие критерии, то в вопросе, касающемся её наполнения, пожалуй, нет каких-то строгих правил, которыми можно было бы руководствоваться, – это целиком дело творческой фантазии собирателя и его вкуса. Эксперт, разумеется, может дать хороший совет и направить ваши мысли и инвестиции в «перспективном» с точки зрения «антикварного рынка» направлении. Однако это лишает процесс собирательства особой романтики, и идти по такому «проверенному пути» будет уже не так интересно: особенно для тех, кто получает удовольствие от самого предмета коллекционирования, а не только от выгодного вложения своего капитала.

В поисках «малохоженых дорог» и материалов для новой коллекции мы отправляемся в фонды Восточно-Европейского Антикварного Дома, куда на продажу часто попадают очень интересные и подлинные предметы старины из самых разных мест и частных собраний. Порой глаза разбегаются от обилия предложений! Объединить эти вещи под какой-либо темой, выходящей за рамки названия соответствующих аукционов («Стекло и фарфор», «Монеты и медали», «Живопись и графика»), довольно не просто. А ведь среди этих старинных предметов есть весьма оригинальные, которые (если их хорошо подать) могут не только украсить существующую коллекцию, но и положить начало нового интересного собрания. О некоторых подобных артефактах и возможном направлении для целенаправленного собирательства мы и хотели бы поговорить на конкретных примерах. И тема данного выпуска:

«ТАКОЙ РАЗНЫЙ АЛЕКСАНДР ВТОРОЙ»

Итак, предположим, что вы коллекционер антиквариата, можете и хотите собирать предметы старины. И у вас уже даже есть некоторое количество вещей. А, может, вы обладаете такой большой коллекцией, что хотели бы её разделить, потому что сразу все посмотреть / показать – невозможно. Тогда ответьте на вопрос: «Сколько портретов Александра II имеется в вашем собрании?» Для тех, кто ответил «много», как и для тех, кто ответил «не очень много» или «несколько», не будет открытием, что портретное изображение этого представителя дома Романовых действительно можно встретить на довольно большом количестве монет и медалей, относящихся к весьма продолжительному и яркому времени правления Александра Павловича (1855 – 1881гг.).

Образ этого государя был очень популярен и до и после его преждевременной и трагической гибели от ран, полученных в результате покушения. Помимо прижизненных изображений императора Александра II можно прибавить ещё и те предметы, которые посвящены сооружению памятников при его участии или в его честь (кстати, по количеству таких монументов «Александр-Освободитель» – безусловный лидер.) И это не удивительно, ведь именно Александр Николаевич Романов полтора столетия назад освободил от «крепостного рабства» самое многочисленное сословие – крестьянство, его литографированный портрет с определением «царь-освободитель» вошёл во многие дома и семьи Российской империи. Но, конечно, существенную часть «императорских портретов», сохранившихся до нашего времени, занимают изображения Александра II на памятниках нумизматики. Нужно заметить, что облик таких предметов и особенно портрет государя на монетах всегда тщательным образом согласовывался на самом высоком уровне и перед выпуском в тираж должен был быть одобрен самим портретируемым или его родными. Это касалось, например, тех портретов, где Александр Павлович изображен еще пока только как наследник российского престола (о них чуть подробнее ниже). И, разумеется, изображать императора дозволялось только профессионалам своего дела, в случае с монетами и медалями – это выдающиеся мастера-медальеры ХIX столетия, начиная с гравёра Уткина и кончая Грилихесом-младшим, из-под их резца которых вышло немало произведений, демонстрирующих то, какой разный был Александр II. Из одних только этих нумизматических памятников можно собрать очень богатую с точки зрения императорской иконографии и довольно зрелищную коллекцию изображений этой незаурядной для отечественной истории личности. Такое собрание, масштабы которого могут ограничиваться разве что финансовыми способностями её обладателя, можно было бы бесконечно пополнять за счет других предметов, связанных с разносторонней государственной деятельностью или эпохой Александра II. Если же сузить её до уровня только монет и медалей – то она нисколько не потеряет своего значения и качества.

Но надо же с чего-то начать. Тут, помимо того, что у вас уже что-то имеется, магазин Восточно-Европейского Антикварного Дома может предложить несколько ярких предметов, что называется «в тему».

Во-первых, безусловно, беспроигрышным экземпляром нашей воображаемой коллекции портретов Александра Николаевича Романова (1818 – 1881 гг.) как с точки зрения капиталовложения, так и в рамках заявленной нами темы Одна из самых редких, известных и привлекательных монет Российской империи. И так совпало, что именно эта прекрасная во всех отношениях монета – «дебют» Александра Николаевича в нумизматике.


Именно на её реверсе будущий царь-освободитель ещё как молодой цесаревич впервые появляется на публике: в «кругу семьи» своего венценосного родителя Николая I, при котором и была отчеканена эта монета. Профильное изображение его старшего сына и наследника престола расположено в наиболее почетном месте и, венчая композицию реверса, состоящую из 8-профильных изображений членов императорской семьи, обращено вправо, т.е. так как положено по канонам императору или его приемнику. Этот потрет великого князя Александра Николаевича, как и императорский портрет его отца, что украшает аверс монеты, был создан выдающимся мастером-медальером, резчиком камей и монетных штемпелей Петром Уткиным.

Но если «Семейных» рублей довольно «много» и один такой экземпляр уже «прописался» в вашем собрании, то действительно

Отметим, что этот чрезвычайно редкий и ценный экземпляр с точки зрения техники исполнения и степени сохранности, несомненно, занял бы достойное место в коллекции, посвященной изображениям будущего российского царя Александра II. Такая хрустальная плакетка стала бы настоящей «изюминкой» той части портретной галереи, что представляет «доимператорский» тип иконографии Александра Николаевича Романова. На этом портрете у Александра появляются небольшие, щегольские усики и зачесанные на правую сторону волосы. Как и в случае с «семейным» полуторарублевиком, нам известно имя автора, исполнившего портрет будущего государя, – это ученик и приемник П. Уткина – Александр Лялин (потомственный медальер, работы которого современники чрезвычайно высоко ценили). Именно благодаря нему мы можем отнести этот предмет к нумизматическим памятникам.

Следующий образец «доимператорского» портрета может быть представлен памятным рублем или , есть в наличии в нашем Магазине. Штемпель для них исполнен прусским мастером Г. Губе. Именно его клеймо-подпись помещено под обрезом профильного портрета Александра Николаевича и его супруги.


Здесь, в отличие от предыдущих профильных портретов, великий князь представлен с другой стороны (он «смотрит» относительно зрителя влево). Мастерски подчеркнуты и прекрасно проработаны анатомические и индивидуальные черты облика изображенного «уже не мальчика, но мужа». Кроме того, Александр Николаевич представлен не один – перед нами первый официальный портрет будущей императорской четы: новой молодой семьи династии Романовых.

Так мы рассмотрели всего лишь три предмета, а на наших глазах происходит взросление и становление будущего государя. Нужно отметить, что ни один российский император ни до, ни после Александра II не может похвастаться тем, что так рано (ещё до своего всхождения на престол) и многопланово «засветился» в нумизматике. Сегодня бы такое «частое» появление на публике по различному поводу и в разном амплуа назвали бы «грамотным пиаром».

Ко времени своего воцарения на российском престоле облик Александра Николаевича приобретает «подобающий государю вид». Причем происходит это постепенно, отражаясь на прическе и особенно на оформлении нижней части лица Александра. После своей женитьбы великий князь начал носить бакенбарды, которые тогда еще не были соединены подусниками с усами. Волосы он, по обыкновению, зачесывал на правую сторону. С этой прической, усиками и бакенбардами Александр II короновался в 1856 году. Со временем такое оформление венценосной головы получило дальнейшее развитие. Для нас же особенно приятно, что все эти нюансы и изменения внешнего облика царя нашли свое отражение в памятниках нумизматики.

В период царствования Александра II на лицевой стороне некоторых наградных и памятных медалей профиль императора менялся не только внешне, но и с точки зрения его ориентации: сначала он смотрел влево, а позднее – вправо.

как раз несет на лицевой стороне изображение Александра Николаевича Романова первого («раннего») типа.

Так император выглядел на коронации. Портрет государя на лицевой стороне медали принадлежит резцу гравера Н.А. Козина (под обрезом его подпись: Н. КОЗИНЪ Р.). Этого мастера чрезвычайно ценили на монетном дворе, свидетельством чему были ответственные заказы.

Второй тип иконографии, с изображением государя Александра Николаевича с другой стороны (профиль обращен вправо),

В это время Александр II вводит новый стандарт прически, включавшей сложную конструкцию из ухоженных усов с подусниками и роскошных бакенбард. Вся эта «конструкция» на лице органично сочеталась с тщательно уложенными волосами. При этом Его Императорское Величество никогда не носили бороды. Только размер его усов с возрастом несколько увеличился. Эти характерные изменения в облике государя запечатлел медальер П.А. Мещеряков, исполнивший штемпель лицевой стороны этой медали по эскизу К. Шнитцшпана (Ch.Schnitzspahn).

В пользу перспективности выбранной нами темы для колекции нужно отметить, что в период правления Александра Николаевича Романова монет и памятных медалей с портретом императора становится намного больше, чем в царствование его предшественников. Это связанно не только с механизацией медальерного производства, но и с активным развитием Российской империи. «Информационных поводов» для выпуска памятных медалей и монет в эпоху Александра II было предостаточно. При этом император по-прежнему периодически появлялся на памятных медалях не только в «гордом одиночестве», но и при поддержке «тяжёлой артиллерии»: т.е. в компании своих великих и уже прославившихся предшественников.

Глядя на этот портрет, исполненный старшим медальером монетного двора В. Алексеевым, можно отметить характерные черты образа царя последнего десятилетия его правления. На этом официальном портрете видна некоторая «неухоженность» его прически – разросшиеся усы с подусниками и не очень аккуратно уложенные волосы. На голове у Александра II появились глубокие залысины, но, как свидетельствуют современники и данная медаль, он так и не изменил своей прически, сохранив зачес волос на правую сторону до конца дней. Резцу Алексеева довелось изобразить императора и после его смерти.

Исполненное им изображение на лицевой стороне настольной медали, посвященной освящению храма Христа Спасителя в Москве в 1883 году, открывает серию посмертных портретов Александра II. Здесь Александр Николаевич, как и в первое свое появление на монетах («Семейный» рубль), представлен среди круга избранных лиц императорской фамилии. Но это уже на просто семья правящего государя: на аверсе памятной медали, между уширенными концами ополченского креста 1812 года, помещены симметрично четыре круглых медальона с профильными изображениями четырех российских императоров, по чьим указам велось сооружение храма-памятника, – это те Романовы, которые внесли свой вклад в увековечение памяти павших героев Великой Отечественной войны 1812 года. В Бозе почивший государь Александр II увенчан лавровым венком.

Этот ряд предметов будущей коллекции изображений одного замечательного представителя династии Романовых уже после его гибели продолжает медаль, отчеканенная по случаю сооружения единственного из сохранившихся до нашего времени памятников самому Александру II в городе Гельсигфорс (нынешняя столица Финляндии Хельсинки). Александр Николаевич Романов изображен и на аверсе, и на реверсе этой памятной медали: на лицевой стороне в центральном круглом медальоне помещено профильное изображение императора Александра II (обращено вправо). В обрезе изображения – подпись старшего медальера монетного двора Грилихерса. По окружности медали надпись: ALEXANDER II IMPERATOR ET MAGNUS PRINCEPS (император и великий князь). На оборотной стороне – вид памятника Александру II, установленного на главной сенатской площади Гельсингфорса. Памятник представлен на гладком фоне, полукругом надпись – MAJORA IPSE SUI SOLUS POSUIT MONUMENTA (великий он сам себе поставил памятник). Нас же с точки зрения императорской иконографии интересует только одна, лицевая сторона этой медали, где император представлен портретно. Как уже сказано выше, профиль императора исполнен родоначальником династии медальеров А. Грилихесом-старшим. Эта одна из его весьма удачных портретных медалей.

Замыкает галерею посмертной славы императора Портрет царя на медали исполнен медальером Грилихесом-младшим.

Надеемся, что если не сама идея, то по крайней мере что-то из представленных в данном выпуске предметов станет поводом для размышлений о дальнейшем расширении коллекции или хотя бы пробудит ваш интерес к нумизматике. В случае второго мы должны напомнить в нескольких словах, что, собственно, подразумевает коллекционирование монет.

Нумизматическая коллекция, систематизированное собрание связанных между собою внешними признаками или внутренним содержанием монет, медалей, памятников бонистики, фалеристики, а в ряде случаев и глиптики. Частные нумизматические коллекции часто составляются по номиналам, годам чеканки, по металлу монет или по характеру их использования (например, памятные или донативные монеты), кроме того, можно собрать коллекцию по мотивам изображения на монетах или медалях. Одним из многих примеров последнего подхода к коллекционному материалу является предложенная нами концепция пока ещё виртуального собрания, начало или часть которого может быть основана на предметах, предлагаемых Восточно-Европейским Антикварным Домом.