Шедеврам время прибавляет цену
— Силован Рамишвили
Самые ценные мысли — антикварные
— Георгий Александров
Избыток обесценивает все
— Силован Рамишвили
Всё имеет цену, но не всё стоимость
— Валентин Домиль
В неповторимости – уникальная ценность
— Дина Дин

Чайник и молочник «Русский модерн»

Производство фарфора в России свою историю начинает в XVIII веке. Английский купец Франц Гарднер, проживший немало в России и хорошо изучивший ее ресурсы, в марте 1766 года открывает свою фабрику по изготовлению. Завод был основан неподалеку от села Вербилки, а сырье поставляли из Малороссии, из Чернигова.
Спустя десятилетие для императрицы были изготовлены четыре орденских сервиза Георгиевский, Андреевский, Александровский и Владимирский. Первый же сервиз очень понравился Екатерине II, и Гарднер удостоился высочайшей аудиенции. Сразу после такого приема Гарднеру дано было право ставить на изделиях изображение московского герба.

После смерти Франца Гарднера его завод еще на протяжении нескольких десятков лет считался лучшим частным фарфоровым заводом в России. Дело продолжили наследники, в частности завод перешёл старшему сыну Францу Францевичу, ненадолго пережившему отца. Затем к жене Гарднера, Сарре Александровне, которая не смогла должным образом распорядиться наследством.
Однако во 2-й половине 19 века художественный уровень изделий завода деградирует. Засилье шаблонных приёмов росписи, введение переводных картинок с репродукциями салонной живописи значительно снизило спрос на эти изделия.

С 1892 по 1917 гг. завод входил в «Товарищество фарфорово-фаянсовых заводов М.С. Кузнецова», задачей которого был выпуск продукции массового производства. Для небольшого количества высокохудожественного товара была сохранена марка Гарднера с изображением Государственного Герба. В соответствии с новыми течениями в искусстве менялись формы керамики, ее художественное решение. Так примечательными предметами Гарднеровской фабрике являются - чайник и молочник «Русский модерн», которые представлены на пятом аукционе Восточно-Европейского антикварного дома. Формы тягучи и мягки, знакомые цветочные композиции претворяются в стилизованные композиции в духе модерна и вторят формам самих предметов.