Шедеврам время прибавляет цену
— Силован Рамишвили
Самые ценные мысли — антикварные
— Георгий Александров
Избыток обесценивает все
— Силован Рамишвили
Всё имеет цену, но не всё стоимость
— Валентин Домиль
В неповторимости – уникальная ценность
— Дина Дин

Чашка с блюдцем с изображением пейзажа

Российское фарфоровое производство можно с уверенностью отнести к сфере экономических открытий страны. Фарфор, попав в Россию в начале XVIII века в числе модных новинок своего времени, привлек к себе внимание не только ценителей прекрасного. Новое производство обещало большие коммерческие доходы. Подъему русской фарфоровой промышленности в XIX веке способствовали многие причины. Существенным фактором стало и наличие в Московской губернии больших залежей керамических глин и лесных массивов, то есть всех необходимых для этого вида промышленности ресурсов.

В интересах государства было формирование, развитие и поддержка фарфоровых предприятий, а огромный спрос на изделия отечественного фарфора в конце XVIII – начале XIX века привлек внимание многих купцов, промышленников, а также опытных крестьян-керамистов большого района Московской губернии. Одним из крупных частных фарфоровых предприятий был завод Ф. Гарднера, с изделиями которого можно ознакомиться в каталоге аукциона № 7 «Рождественские подарки. Декоративно-прикладное искусство» Восточно-Европейского Антикварного Дома. Знаменитый завод был основан англичанином Францем Гарднером в 1750-х годах и наряду с Императорским фарфоровым заводом являлся крупнейшим предприятием по производству фарфора в России. Франц Гарднер не был первым частным владельцем фарфоровой мануфактуры, но его завод был единственной частной фабрикой-поставщиком императорского двора. Качество продукции завода отмечалось современниками как высочайшее, позволившее конкурировать фабрике с Императорским фарфоровым заводом.

На аукционе Восточно-Европейского Антикварного Дома представлена чашка с блюдцем с изображением пейзажа, изготовленная на фабрике в 1840 – 1860-х годах. Гарднеровский фарфор первой трети XIX века, как и фарфор Императорского фарфорового завода, соответствовал господствовавшему в России в это время ампиру. Большое количество скульптурных элементов и позолоты, удлиненные формы, копирование произведений живописи характерны для посуды завода Гарднера данного периода.