Шедеврам время прибавляет цену
— Силован Рамишвили
Самые ценные мысли — антикварные
— Георгий Александров
Избыток обесценивает все
— Силован Рамишвили
Всё имеет цену, но не всё стоимость
— Валентин Домиль
В неповторимости – уникальная ценность
— Дина Дин

Портсигар

Именно в XIX веке в культуре и искусстве нашей страны возникла настоятельная потребность обратиться к истории, осмыслить ее по-новому. XIX столетие в России, как в прочем во всей Европе, пронизано особым мировоззрением и сознанием – историзмом. Это был период осознания каждого этапа истории культуры в его неповторимости и своеобразии и одновременно период настойчивых попыток проникнуть в закономерности исторического процесса и логику его развития. История стала общим основанием и единственным условием всякого живого знания: без нее стало невозможно постижение ни искусства, ни философии. Мало того, само искусство теперь сделалось преимущественно историческим.

Если в первой половине XIX столетия в русском художественном металле господствовал классицизм и ампир, то уже с 40-х годов наблюдается динамичный процесс создания собственной национальной художественно-стилевой традиции, получившей название «русский стиль» и ставшей оригинальным явлением в национальном художественном металле. В художественном металле главенствующее положение заняли ювелирное искусство, художественное литьё из бронзы и чугуна, в том числе и скульптура малых форм, лаковая роспись на подносах из металла, златоустовская художественная гравюра на стали, самовары.
Нация начинает рассматриваться как неповторимая индивидуальность. Ее пытаются узнать, изучить во всех проявлениях: психический склад, нравы и обычаи, искусство.

В России желание осознать свое национальное своеобразие, свою неповторимость, понять историческое назначение страны и выразить национальное достоинство проявились тем более пылко, широко и страстно, что на протяжении предшествующих полутора веков господствовала ориентация на чужеземную культуру, на чуждый опыт. Этим объясняются попытки восстановить «естественный» ход русской истории, обратившись к наследию допетровской культуры.

В начале ХХ века в русском художественном металле, наряду с фабричными и заводскими изделиями, приоритетными становятся произведения авторского искусства, понятие которого сформировалось и оформилось в рамках эстетики и мировоззрения нового искусства, получившего в России название модерн. Взор художников обращается к памятникам литературы, былинному эпосу, народным сказкам, песенному фольклору, традициям крестьянского искусства, которые становятся основным источником художественных образов и ассоциаций, внося в произведения прикладного искусства, в том числе и в художественный металл, фольклорную направленность, создавая канву неорусского, или новорусского, стиля как части эстетики модерна.


В художественном металле доминанта авторского искусства позволила реализовать на практике творческое равенство между прикладным и «учёным академическим» искусством: архитектурой, живописью, скульптурой. Русский художественный металл в начале ХХ века, сохраняя своё функциональное значение, значительно усиливает свою художественную значимость как произведение искусства.

Данный предмет – портсигар – является характерным для декоративно-прикладного искусства второй половины XIX века как с точки зрения реалистической линии в искусстве (на крышке изображен сюжет деревенской жизни), так и с точки зрения национальной линии (портсигар украшен характерным для народного русского искусства орнаментом). Этот предмет можно найти в каталоге к аукциону № 7 Восточно-Европейского Антикварного Дома «Рождественские подарки. Декоративно-прикладное искусство».