Шедеврам время прибавляет цену
— Силован Рамишвили
Самые ценные мысли — антикварные
— Георгий Александров
Избыток обесценивает все
— Силован Рамишвили
Всё имеет цену, но не всё стоимость
— Валентин Домиль
В неповторимости – уникальная ценность
— Дина Дин

Ваза с левкоями

Творческую эволюцию Эмиля Галле (1846- 1904), знаменитого основателя «школы Нанси» и одного из наиболее блестящих мастеров декоративно-прикладного искусства fin du siecle можно проследить, ознакомившись с коллекцией художественного стекла, представленной на Втором аукционе Восточно-Европейского Антикварного Дома «Фарфор и стекло». Собрание аукциона включает изделия мастера разных этапов и направлений. К концу 1890-х – началу 1900-х годов относится «Ваза с левкоями».

«Ваза с левкоями» отражает увлечение Галле на рубеже веков техникой многослойного стекла и выполнена из бесцветного прозрачного и фиолетового в градациях стекла, с применением многоплановой гравировки кислотой (la gravure a l’acide) и гравировки колесом (la gravure a la roue). Плавные линии веток скромного растения левкои украшают вазу, огибая тулово. Изящество рисунка, особое внимание к деталям и натуралистичность форм несомненно говорят о восточном происхождении данного декоративного мотива.

Как известно, эстетика европейского модерна складывалась под несомненным влиянием искусства Востока. Увлечение «японизмами» охватило на рубеже веков все сферы изобразительного искусства. Эдгар Дега, Анри Матисс, Анри Тулуз-Лотрек, Рене Лалик, Жан Кокто, Ман Рей восхищались и открывали для себя гравюру Судзуки Харунобу (1724-1770), живопись Андо Хиросигё (1797-1858) и Кацусико Хокусая (1760-1849). Тонкое умение соединять технические инновации стеклоделия с образными принципами символизма и искусства востока отличает «Вазу с левкоями» Эмиля Галле, которая относится к редким малосерийным изделиям фирмы великого мастера эпохи модерна.