Шедеврам время прибавляет цену
— Силован Рамишвили
Самые ценные мысли — антикварные
— Георгий Александров
Избыток обесценивает все
— Силован Рамишвили
Всё имеет цену, но не всё стоимость
— Валентин Домиль
В неповторимости – уникальная ценность
— Дина Дин

Ваза с зимнем сюжетом

На аукционе № 7 «Рождественские подарки. Декоративно-прикладное искусство» Восточно-Европейского Антикварного Дома представлена ваза с зимним сюжетом, изготовленная на Императорском фарфоровом заводе в 1916 году. Главная фарфоровая мануфактура Российской империи была основана в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы и стала первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. На протяжении всей своей истории завод был главным поставщиком фарфора императорского двора, а продукция фабрики отражала приверженность ее руководителей к большим стилям, официально принятым на самом высоком уровне.

Во второй половине XIX века консервативная политика руководства завода сказывалась на выборе мастеров, которым поручались заказы, препятствовала сотрудничеству с талантливыми художниками-новаторами и порой являлась причиной отклонения интересных моделей, предлагаемых заводу. Лишь в 1880-х годах в развитии стилевых решений продукции наметились существенные изменения, которые были вызваны приходом и упрочением позиций стиля модерн в русском искусстве. Модерн помог керамистам выйти из тупика эклектики, выдвинул идеи и образцы, послужившие основой для последующего развития. Весь период модерна (в фарфоре он проявился в 1880 – 1900-х годах) – это школа освоения нового художественного языка, создание предпосылок для последующего развития.

С развитием модерна художники начали уделять больше внимания эстетическому осмыслению природы материала, выявлению его разнообразных декоративных и пластических возможностей. Ваза с зимним сюжетом, представленная на аукционе, является прекрасным примером обращения художников Императорского фарфорового завода к последнему большому стилю – стилю модерн.